^Back To Top
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5 foto6 foto7 foto8 foto9 foto10 foto11 foto12 foto13 foto14 foto15 foto16 foto17 foto18 foto19 foto20 foto19

 

МГОУ. Анатомия коррупции

 

 

Часть 1. Немного истории

«Власть отвратительна, как руки брадобрея». Осип Мандельштам

 

..... Я стал преподавателем МГОУ (тогда он назывался ВЗПИ), когда ректором был Станислав Константинович Кантеник. Именно в те времена институт занимал первое место в Советском Союзе по заочному образованию. В начале 90-х ректором стал Анатолий Николаевич Ковшов, которого я, будучи профсоюзным деятелем, поддержал. Ковшов был деканом Машиностроительного факультета и хорошо разбирался в вопросах образования. Профессорско-преподавательский состав МГОУ был на стороне Ковшова.  
..... На долю Ковшова выпали сложные 90-е годы, когда все вузы России от академической системы образования перешли к коррупционной. Конечно, это сказалось и на качестве образования МГОУ. Однако заслугой Анатолия Николаевича является то, что он многое сумел сохранить.  
..... В 2005 году Ковшову исполнилось 70 лет, и он вынужден был уйти с поста ректора, оставив себе замену в лице бывшего личного шофера, а затем проректора по административно-хозяйственной работе, короче, завхоза, Эдуарда Ованесовича Цатуряна. Эту кандидатуру все поддержали в надежде, что курс Ковшова будет продолжен.
..... Перефразирую знаменитую фразу Виктора Степановича Черномырдина, имя которого присвоено нашему университету.

 

«Хотели как лучше, а получилось так, как лучше бы мы этого не хотели»!

 

..... Может завхоз управлять университетом? Если отвлечься от высказывания вождя мирового пролетариата о том, что кухарка может управлять государством, то имеются примеры, когда простые рабочие становились известными учеными и даже нобелевскими лауреатами. Однако вместо того чтобы сформировать ректорат из профессионалов и хотя бы удержать статус МГОУ на прежнем уровне, новоиспеченный ректор занялся неизвестно чем, но только не образованием.
..... Приведу мои первые впечатления от знакомства с Цатуряном Э.О. (Полная версия - на кнопке «Интервью»).
..... Беседа с ректором МГОУ. Во время нашей беседы Цатурян О.Э. держал в руке распечатку текста моей статьи. Я думал, что мы поговорим о дидактике или о коррупционных схемах, распространенных в МГОУ. Однако речь шла только о том, что я завысил зарплаты О.Э.Цатуряна и Н.Е.Щербака и незаслуженно назвал их долларовыми миллионерами.   
..... Цатурян Э.О. так убедительно уверял, что они нищие, что я впал в детство и вспомнил сказку о том, как кот Базилио убеждал Буратино, что ему совершенно не нужны его монеты. Сидящий напротив меня Н.Е.Щербак все время повторял, что мне надо дать в морду. Такая бурная и специфическая реакция на финансовый вопрос навела меня на мысль, что надо бы пригласить Счетную палату и провести ревизию финансовой деятельности МГОУ!

..... После беседы я еще больше уверился в том, что в МГОУ реализована модель времен советской власти с бездарным руководителем (Цатуряном Э.О.) и серым кардиналом (Щербаком Н.Е.). Такая система не терпит инакомыслия! Любая критика снизу жестоко подавляется. Возьмем, например, разгром кафедры ТОЭ только за то, что заведующий кафедрой В.С.Соколов посмел выступить со справедливой критикой бюрократической системы МГОУ
..... Кафедру ТОЭ я помню еще со времен ВЗПИ, когда ее возглавлял талантливый ученый и педагог Джон Амаякович Аветисян. В настоящее время на кафедре остались его ученики. Кафедра ТОЭ была лидером в создании и внедрении в научные разработки и учебный процесс информационных (компьютерных) технологий. На нее равнялись все кафедры ВЗПИ! И вот, согласно жаргону первого проректора МГОУ по учебной работе, разогнав кафедру ТОЭ, ректорат «дал в морду» и науке, и образованию!

 

Часть 2. Заочное образование

 

..... Заочное образование каким оно должно быть. Можно выделить три этапа заочного образования, на каждом из которых студенту оказывается помощь в учебном процессе.  
..... 1-й этап. Вновь поступившим студентам торжественно вручают студенческие билеты и объясняют, какую помощь МГОУ будет оказывать им в процессе обучения. Студенты получают программы дисциплин, методические разработки, содержание контрольных работ, берут в библиотеке необходимую литературу. 
..... 2-й этап. На этом этапе реализуется суть заочного образования! Студенты располагают видео лекциями, которые они могут прослушать через Интернет. В любой момент они могут получить on-line консультацию от дежурных преподавателей. Кстати здесь можно было бы задействовать известную программу Skype. Преподаватели помогают студенту-заочнику освоить необходимый теоретический материал и выполнить контрольные работы, которые студент присылает по электронной почте на рецензию и в трехдневный срок получает проверенную работу с замечаниями. 
..... 3-й этап. Студенты приезжают на сессию, прослушивают обзорные лекции по каждому предмету, проходят собеседование по контрольным работам и допускаются к экзамену или зачету. После успешной сессии студентам читают установочные лекции, снабжают всем необходимым и процесс повторяется. 
..... Качество образования в МГОУ начало снижаться еще в 90-е годы, однако полная его деградация произошла при ЦатурянаЭ.О. 

.....Заочное образование в МГОУцатурянская» методика). 
..... 1-й этап. Никаких первых этапов! 
..... 2-й этап. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Никакой помощи студенту-заочнику в период между сессиями! Хотя за эту помощь студенты заплатили деньги!
..... 3-й этап. Студенты приезжают на сессию и знакомятся на стенде с предметами, которые им предстоит изучить. Затем им читают обзорные лекции и попутно вручают студенческие билеты. После этого студенты любыми доступными способами сдают экзамены и зачеты. И привет, до следующей сессии! 
..... Ректорат толкает студентов на подвиг: за какие-то 10 дней надо изучить 4-5 предметов, выполнить контрольные работы, сдать зачеты и экзамены! Студенты и преподаватели оказались в тупиковой ситуации, из которой трудно выйти. Вот несколько вариантов действий преподавателей. 
..... 1-й способ. После обзорных лекций студенты автоматом получают положительную оценку. 
..... 2-й способ. Преподаватель пытается имитировать экзаменационную сессию, но каша в головах студентов превращается в лапшу на ушах преподавателей. Некоторые студенты все-таки умудряются сдать экзамен, но большинство вынуждено прибегнуть к 3-му способу. 
..... 3-й способ. Говоря языком Comedy Club студент «отстегивает бабло» преподавателю и получает желаемую оценку.
..... Я не осуждаю студентов, которых ректорат просто обманул. Ведь они заплатили деньги за образование - за то, что их чему-то научат. В университете их ничему не научили, а просто взяли деньги за право приехать и сдать экзамен! А ведь неисполнение оплаченных услуг - это мошенничество
..... Я не осуждаю преподавателей, по отношению к которым Цатурян Э.О. и Щербак Н.Е. использовали модель времен советской власти, когда человеку платили мало по принципу «остальное доворует».

 

«Цатурянская» методика образования привела к расцвету коррупции
в Московском Государственном Открытом Университете имени В.С.Черномырдина
!

 

..... Думаю в этом месте первый проректор по учебной работе МГОУ Щербак не ограничится попыткой «дать в морду» и уже побежал за «калашом».
.....А дальше все просто. Создается комиссия из покладистых преподавателей для защиты интернет-болванок в качестве дипломных проектов. Разумеется, в дальнейшем студент не способен сдать госэкзамены, поэтому ректорат прибегает к заурядной фальсификации
..... И вот Владимир Владимирович Путин внимательно смотрит со своего портрета на стене как ректор МГОУ Цатурян Э.О. в своем кабинете подписывает дипломы-пустышки. А в это время из бухгалтерии несут честно заработанную им месячную зарплату 124 000 рублей с копейками. Здесь раньше стояла гораздо большая цифра, но я считаю, что здесь вообще должен стоять нуль!

 

Часть 3. Что такое коррупция?

 

..... По каким признакам МГОУ попал в зону неэффективности?

 

IV. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза
из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника.

 

..... Для выхода из сложившийся ситуации ректор «объявляет войну собственному народу»: вводит жесткий режим посещаемости и проводит косметический «финансовый стриптиз» профессорско-преподавательского состава: урезает ставки на 25%, сокращает до минимума число кафедр и еще что-нибудь придумает! 
..... А причем тут мы? Это ведь ректорат сделал вуз неэффективным!  
..... Надо было перевести всех проректоров на средние ставки по вузу и отменить их большие премии, тогда МГОУ вообще не попал бы в зону неэффективности по этому пункту! 
..... А вот вам еще один признак неэффективности. Он идет под первым номером.

 

I. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов,
принятых по результатам ЕГЭ по очной форме обучения.

 

..... Перед поступлением в вуз абитуриент заходит в Интернет и читает: МГОУ - 130-е место по Москве по качеству образования, коррупция зашкаливает. Естественно, - это реклама, и вот уже к нам тянутся абитуриенты с низким баллом ЕГЭ и тугим кошельком! 
..... Меня могут упрекнуть, что я наговариваю на ректорат, обвиняя его в коррупции. Давайте внимательно рассмотрим, что же такое коррупция?  
..... «Corruption» переводится как «разложение», «развращение», «подкуп». По моему мнению, наиболее точное определение коррупции дал выдающийся русский мыслитель Михаил Александрович Бакунин (М.А. Бакунин.  «Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности». Archives Bakounines, Ed. A.Lechning, Leiden, 1987, p. 369-382). Вот это определение.

 

Коррупция - это полное безразличие индивида к общественной пользе
исключительно во имя личной выгоды.

 

..... Под это определение, конечно, попадает взяточничество: «Вы недовольны оценкой? Вы считаете, что знаете на 100 баксов больше?». Этот вид коррупции ректорат активно поддерживает! Ведь коррумпированным штатом преподавателей легче управлять. Они сами удовлетворяют себя в своем углу и не мешают ректорату заниматься его делами, да и борьба против собственного народа, которую развязал ректорат, становится более эффективной. 
..... Под это определение попадает еще один вид коррупции, очень распространенный среди российских чиновников, а именно, нецелевое расходование бюджетных средств. Помню несколько лет назад МГОУ приобрел партию компьютеров, которые тут же начали выходить из строя (данные ВСЕВЕДа: имеется много неработоспособных компьютеров). Это напоминает недавно нашумевшее дело о томографах.  
..... Добавляем к этому новое здание общежития, блеск после ремонта второго этажа основного здания МГОУ и нищету третьего корпуса, приглашаем Счетную палату, применяем дедуктивный метод Шерлока Холмса, и приходим к интересному выводу: ректор и первый проректор «сидят за решеткой в темнице сырой»! 
..... А наверх регулярно посылаются красивые бумажки! Этим сейчас и занимается типография МГОУ: выпускает килограммами «Руководства по изучению дисциплин», которые при созданной ректоратом системе образования ни преподавателям, ни студентам совершенно не нужны
..... Недавно, обращаясь к участникам совещания, Путин сказал: «Нужны не формальные отчеты - это не так сложно сделать, нужны реальные изменения качества самого образовательного процесса». Господа проректоры, чтобы не так мучила совесть, хотя бы поверните портреты Путина, которые висят в ваших шикарных кабинетах, лицом к стене!

 

Часть 4. Дневное образование

 

По данным ВСЕВЕДа (анонимный опрос студентов и выпускников вузов), МГОУ. 
Катастрофически высокий уровень коррупции.
Низкий уровень контроля знаний студентов.

..... А теперь несколько слов о дневном способе обучения.

 

Моя цель - не обвинить кого-нибудь в коррупции и отправить на гильотину !
В Интернете существует объективное мнение:
«в МГОУ катастрофически высокий уровень коррупции».
Я просто пытаюсь проанализировать коррупционные схемы и по возможности 
наметить варианты выхода из сложившейся ситуации.

 

..... Во время лекций я часто вступаю в конфликт со студентами, которые сидят на задних рядах, громко разговаривают, вертят в руках мобильники, входят и выходят из аудитории, когда им вздумается. Другие студенты просто сидят, равнодушно смотрят на преподавателя и ничего не записывают. Третьи вообще отсутствуют на лекциях. Иногда некоторые из них пытаются сдать экзамен, но демонстрируют нулевые знания.  
..... Пользуясь дедуктивным методом и некоторыми источниками, я пришел к выводу, что это - лжестуденты, которые заранее оплатили все экзамены и зачеты, защиту дипломного проекта и госэкзамены, т.е. приобрели диплом в рассрочку.
..... Попробуем разобраться, каким образом в этой коррупционной схеме у студентов в зачетных книжках появляются «закорючки» и кто в этом заинтересован?  
..... 1-й способ. Преподаватели после приема экзамена или зачета опасаются закрывать ведомости, поскольку в эти ведомости при молчаливом согласии ректората ставят оценки сторонние преподаватели, даже не имеющие отношения к рассматриваемому предмету.
..... 2-й способ. Существуют «покладистые» преподаватели, которые заглядывают в рот начальству и читают между строк их пожелания. Как правило, это преподаватели с низким профессиональным уровнем. Многолетнее наблюдение показало, что в конце года именно они получают премии, а талантливых педагогов, имеющих собственное мнение, в список на премии не включают!  
..... 3-й способ. Существуют «менеджеры», которые ходят по кафедрам и под различными предлогами «хороший человек, способный, но лентяй, родственник уважаемого человека, надо, мы отблагодарим ...» получают недостающие «закорючки».   
..... 4-й способ. Ректорат запугивает преподавателей, утверждая, что независимо от знаний надо ставить положительные оценки, иначе число студентов уменьшится и можно попасть под сокращение. Однако, за качество образования и, следовательно, престижность вуза, несут ответственность ректор и первый проректор по учебной работе. Следовательно, в такой ситуации в первую очередь надо увольнять их
..... Как мне сказал в личной беседе первый проректор МГОУ Щербак Е.Н., он не бегал по аудиториям и никого не запугивал, как я писал раньше. По-видимому, имя Щербака ректорат просто использовал, как пугало для преподавателей!  
..... Недавно я читал лекцию группе студентов четвертого курса. По списку их 26 человек. После того как я выгнал двоих, которые развлекались на заднем ряду, осталось две студентки. Я читал им лекцию в аудитории, рассчитанной на 50 человек. Конечно они успешно сдадут экзамен. А как остальные 24? Догадались? 
..... Но не все преподаватели способны навести порядок в аудитории. Некоторые опасаются студентов с кавказской внешностью или боятся ректората и постоянно терпят унижения. А не сделать ли первому проректору более комфортной жизнь студентов-протеже? Предлагаю ему подписать такой приказ.

 

Студентам во время лекции на задних рядах разрешается курить сигары и пить конъяк.
Разрешается также при случае обнять за талию рядом сидящую троечницу
и, указывая рукой в сторону преподавателя, между тостами произносить:
«А чё это он там несет ?»!!!

 

..... Когда Демокрита спрашивали: «Как ты познаешь истину?», он отвечал: «Я смеюсь». А если спросят меня: «Почему ты смеешься?», я на это отвечу: «Потому что познал истину».

 

Часть 5. Что делать?

 

..... Как можно повысить качество образования и уменьшить коррупцию в университете? 
..... Ответ на этот вопрос, как говорил Остап Бендер, знает один бог, а так как бога нет, то никто не знает! Однако, исходя из многолетнего опыта преподавания в ВЗПИ - МГОУ, я могу по некоторым вопросам изложить свою точку зрения.  

..... Преподаватели. Я бы разделил преподавателей МГОУ на несколько категорий.
..... 1-я категория. К ней я отношу самых коррумпированных преподавателей. У них связи с начальством всех уровней. Они постоянно прописаны в приемной комиссии. Именно через них осуществляется коррупция в промышленном масштабе. Этот вид коррупции тесно связан с торговлей дипломами в рассрочку. От таких преподавателей надо избавляться и чем раньше, тем лучше
..... 2-я категория. Покладистые преподаватели. Они коррумпированы, если коррумпирован декан. У них всегда экзаменационные ведомости заполнены «под завязку» положительными оценками, они активно участвуют в поточной защите интернет болванок и, возможно, даже не ведают о том, что активно участвуют в коррупционном процессе! Они значительно облегчают жизнь коррумпированных деканов. В этом случае, конечно, надо менять декана.
..... 3-я категория преподавателей понимает всю бессмысленность существующей системы образования. Они читают лекции на хорошем уровне, дают возможность подготовленным студентам сдать экзамен, а студенты, кто не в состоянии это сделать в силу объективных причин, собирают зачетки и относят преподавателю. Это в основном относится к заочному образованию. В данном случае коррупцию можно значительно уменьшить при грамотной организации учебного процесса
..... 4-я категория. Некоррумпированные преподаватели. Они совершенно не вписываются в цатурянскую систему, но много сил отдают работе и добиваются неплохих разультатов. Такие преподаватели в МГОУ есть, они «устойчивы к подношениям», именно на них необходимо опереться, если мы хотим повысить качество образования
..... 5-я категория. Молодые специалисты. Это в основном талантливые преподаватели, но беда их в том, что они воспитаны в атмосфере лживых стандартов. Они с самого начала своей рабочей деятельности втянуты в дикий коррупционный танец и «не ведают, что творят».  
..... Дневная и вечерняя формы обучения. Систему образования в МГОУ надо просто поставить с головы на ноги, т.е. воплотить в жизнь то, что записано на красивой бумаге, предназначенной для посылки наверх. Лекции должен читать профессор или доцент. Студенты должны быть разбиты на группы, в которых практические занятия должны вести ассистенты или молодые специалисты. Эту очевидную истину деканаты игнорируют!

..... Заочная форма обучения описана в самом начали статьи. На некоторых факультетах в этой форме образования кое-что сумели сохранить. В любом случае идеальным вариантом было бы закрепление за группами студентов конкретных преподавателей, с которыми студент в период между сессиями держит постоянную связь по электронной почте.  

..... НИРС (научно-исследовательская работа студентов). У нас есть проректор по научной работе? Если есть, то что он делает кроме того, что получает большую зарплату? 
.....Я знаю преподавателей, которые предлагают студентам хорошие темы дипломных проектов с дальнейшей публикацией. Но студенты к ним не идут. Во-первых, для этого необходимы знания, которые им университет не дал. Во-вторых, надо работать, а совсем рядом все без особого труда защищают интернет-болванки! Выход из ситуации очевиден!  

..... Аттестация. У нас эффективность работы и порядочность заменились почитанием вверху стоящего и выстроилась вертикаль власти из гроссмейстеров фальсификации. Если сейчас провести переаттестацию, то с самыми красивыми бумажками окажутся преподаватели 1-й и 2-й категорий, и на поверхности останется коррупционная пена!
..... По моему мнению не надо трогать преподавателей до первой сессии нового учебного года. Следует просто внести коррективы в систему образования. Переаттестацию можно провести по итогам тестирования знаний студентов на первой сессии: один преподаватель извне и один преподаватель из 4-й категории присутствуют на экзамене. Я считаю, что таким способом можно значительно уменьшить коррупцию и повысить качество образования.

..... Приемная комиссия. Именно здесь студентам предлагают купить диплом в рассрочку! Согласно этой коррупционной схеме студентов целыми группами продвигают от курса к курсу, проставляя им «закорючки» в зачетки описанными в части 3 методами. Необходимо на 100% поменять состав Приемной комиссии!
..... Однако, даже если это сделать, то от упомянутой коррупционной схемы останется черный шлейф на старших курсах, который несколько лет будет чернить реноме вуза! Но с этой проблемой справиться уже гораздо легче!

..... Оздоровление МГОУ надо начать с того, что убрать из руководства гражданского вуза сплоченную группу полковников и генералов. Подавляющее большинство из них не имеют ни малейшего представления об образовании. 
..... Затем необходимо повысить уровень преподавания при помощи стажировки, обмена опытом и курсов повышения квалификации на базе ведущих вузов страны. Необходим новый подход к обновлению учебно-методической литературы и методам ведения лабораторных работ с широким использованием компьютерных технологий и т.д. и т.п.

 

У власти должны появиться грамотные люди,
которые понимают, что наша общая цель - качество образования !

 

 

Эпилог

 

..... Я написал свои статьи по двум причинам. Во-первых, Цатурян Э.О. и Щербак Е.Н. виновны в том, что МГОУ прекратил свое существование. Во-вторых, как пел Окуджава, они «повластвовали всласть», унижая преподавателей (любое насилие над личностью - это унижение человека)! 
..... Считаю, что слишком много внимания уделил этим бездарным личностям! Тем более что первый проректор по учебной работе Московского Государственного Открытого Университета имени В.С. Черномырдина «педагог» Щербак Е.Н. после ознакомления с данной статьей не придумал ничего лучшего, кроме как озвучить Интернет матом
..... Что касается коррупции, то я подробно изложил свою точку зрения на сайте Минобрнауки. Вымогательство как разновидность коррупции уходит в прошлое. В последнее десятилетие сформировались совершенно новые коррупционные схемы и пирамиды. Доходит до того, что вуз трансформируется в «коррупционную популяцию», цель которой не образование, а нажива. Коррупцией должны заниматься профессионалы из Минобрнауки и Следственного Комитета РФ. Я - преподаватель. 
..... Мне приятно, что за два года студенты прослушали мои видео лекции более 32 000 раз! Радует, что многие хотят быть не просто специалистами в своей области, а образованными людьми в широком смысле слова. Это подтверждает статистика посещения статей по живописи, музыке, путешествиям. 
..... Я целиком и полностью солидарен с отношением к коррупции, продекларированным на сайте МАМИ. Я уверен, что со временем ВЗПИ - МГОУ хотя бы в составе МАМИ войдет в десятку лучших вузов России !