^Back To Top
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5 foto6 foto7 foto8 foto9 foto10 foto11 foto12 foto13 foto14 foto15 foto16 foto17 foto18 foto19 foto20 foto19

 

«Театр-Музей»

Сальвадора Дали. Испания, гор. Фигерас

 

..... Барселона - это Гауди, музей Пикассо, огромные акулы над головой в океанариуме и многое, многое другое. Сажусь в электричку и еду в провинцию Каталунья, где находится город Фигерас с центральной площадью имени Галы и Сальвадора Дали. Здесь в 1904 году родился самый сенсационный художник ХХ столетия, который каждое появления на публике и каждый свой шедевр мастерски превращал либо в сенсацию, либо в скандал, либо и в то и в другое одновременно. В 1974 году он создал ретроспективу своей жизни - Театр-Музей Дали.

..... Почему театр-музей? Во-первых, ранее в этом здании располагался театр, сгоревший во время гражданской войны. Во-вторых, «вся моя жизнь была театром» говорил Дали. Однажды мэр города Фигераса попросил известного земляка подарить городу одну из своих работ. Дали подарил музей. 
..... Сразу бросается в глаза Башня Галатеи (названа в честь Галы). Она инкрустирована золотистыми караваями - «буханками хлеба». Позже я узнал, что это за «караваи хлеба». Открою тайну прямо сейчас: по замыслу Дали - это фекалии.

..... В центральном зале под гигантским геодезическим куполом бросается в глаза огромная женщина, каких не сыщешь в русских селеньях: слона на скаку остановит, в горящие джунгли войдет. Посмотрит - уйму евро подарит.
..... Женщина стоит на «Дождливом Кадиллаке», глядя на который вспоминаешь фильмы Хичкока. За рулем такой машины может сидеть только злодей, замышляющий преступление.
..... Следующий зал. Под двумя картинами рядом с камином находится небольшой уютный диванчик. Это комната-лицо.
..... Поднимаюсь по лесенке наверх и смотрю в подзорную трубу: диванчик превращается в губы самой скандальной звезды Голливуда Мэй Уэст, картины превращаются в глаза, камин с часами становится носом, и на меня смотрит знойная женщина, мечта всех поэтов.

.....Рядом с этим безобразием расположен Дворец Ветров, созданный по мотивам одноименной поэмы. В воздухе под самым потолком свисают ноги самого Сальвадора с голыми пятками и выдвижными шкафчиками на животе.

..... Дали любил рисовать Елену Дьяконову, уроженку города Казани, которую он называл Галой. «Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги» - писал Дали. Гала в течение 53 лет была музой для великого художника 20-го века Сальвадора Дали. Гала - это «Galarina» (слева), «Leda Atomica» (слева внизу). 
..... Портретам Галы долго не хватало ребрышек ягненка. В 1933 году Дали восполнил этот пробел и нарисовал «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» (внизу справа).

..... Наконец, слева «Моя жена обнаженная смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой».
..... Дали много экспериментировал с голографией. В Театре-Музее выставлены двойные спектроскопические картины. Например, издали виден портрет Авраама Линкольна, однако стоит приглядеться поближе и мы видим как «Обнаженная Гала смотрит на Средиземное море».

..... В советские времена Аппассионата ассоциировалась только с Лениным, а Бетховен как-то где-то затерялся.
..... Через Космос вождь мирового пролетариата проник в сознание Дали. Пианист стал исполнять Аппассионату и в ужасе отпрянул от рояля: из клавиш начали появляться Ленины. Картина называется «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», 1931 год.

..... Дали писал: «Коммунизм неуклонно деградирует. Судите сами: Маркс был необыкновенно волосат, Ленин носил бороду и усы, Сталин только усы, а у Хрущева и того не было».
..... Покидаю Театр-Музей, эту Вселенную абсурда, сотканную из мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Вспоминаю слова Дали: «Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся».
..... После всей увиденной фантасмагории в образе Венеры Милосской с «коллекцией» ящиков вмонтированных в тело статуи, «Галлюциногенного тореадора», свисающих с потолка ног Сальвадора Дали и т.п. у меня исчезли привычные пространственные ориентиры. И тем не менее, захотелось снова вернуться в Фигерас.  Беру монету, чтобы куда-нибудь бросить, но водоемов поблизости нет. Покупаю на эти деньги «Тайную Вечерю».

фото